Балет 
Происхождение Балета 
История балета в России 
Балеты
Баядерка 
Дочь Фараона
Жизель 
Коппелия 
Корсар 
Лебединое Озеро 
Пробуждение Флоры 
Спящая красавица 
Щелкунчик 
Эсмеральда 


Майя Плисецкая

Только у нас!

Индивидуальный подбор
учителей БАЛЕТА
shkola@ballet-theatre.ru
www.ballet-theatre.ru

СКОРО:
Спартак
Балет
Арам Хачатурян
Постановка: Большой театр
Режиссер: Юрий Григорович
(495) 250 73 17 (касса), Театральная пл., 1
м. Охотный Ряд, Театральная

Предыдущие выступления

Новости из мира балета

12.08.10 Скончалась «великая молчунья Большого»

28.06.10 Мировые театры с автономным статусом

22.06.10 Педагог балета сняла кино «Язык танца»

15.05.10 В Большом театре состоялась премьера балета «Ромео и Джульетта»

23.04.10 Отменено распоряжение о постройке зданий для театра Русский камерный балет «Москва»

Архив новостей





Два крупнейших театра Москвы взялись возделывать сюжет Виктора Гюго

Настоящее безумие захлестнуло Европу после выхода романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» в 1831 году. Имя Эсмеральды гимназисты старательно выводили на полях своих книжек, а домашних собачек называли в честь Джали - козочки главной героини. Популярность сопровождает романтический сюжет и по сей день. Мюзикл «Нотр-Дам де Пари» еще недавно бил все кассовые рекорды. В нынешнем театральном сезоне сразу два крупнейших музыкальных театра Москвы взялись «возделывать» сюжет Гюго на своих площадках.

Имперский балет

К новогодним праздникам первый театр страны устроил в своих стенах еще одну реконструкцию. На этот раз к легендарному балету «Эсмеральда», созданному хореографом Перро в Лондоне еще в 1844 году, а впоследствии переработанному Петипа уже в Санкт-Петербурге, обратился худрук балета Большого театра Юрий Бурлака и его соавтор - питерский хореограф Василий Медведев.

Они приспособили этот балет к условиям XXI века. Теперь действие должно развиваться стремительно и динамично, а модная в XIX веке пантомима cовременному зрителю непонятна.

Тем не менее основные детали оказались сохранены. На сцену, как и в императорском спектакле, выбегает даже всамделишная козочка Джали. Точно такую заселяла в свой знаменитый особняк и фаворитка последнего русского царя Матильда Кшесинская - чтобы привыкала к танцовщице.

В Большом особенно не мудрили. И в малогабаритные квартиры нынешних прим козу заселять не стали. Ее заменили козленком, который отчаянно упирался и никак не хотел выходить на сцену.

Восстановленными в новой премьере оказались и сцены в жилище Эсмеральды. Вот цыганка (Мария Александрова, Наталья Осипова) пишет на стене имя своего возлюбленного - Феб. Правда, столь решительно, что зрители долго еще рассматривают в бинокли, приличное ли слово из трех букв начертали на стене балерины.

Эстетическим центром спектакля стала сцена второго акта. Для любителей советской классики здесь сохранена популярнейшая вставка в балет Агриппины Вагановой «Диана и Актеон», без которой сегодня не проходит ни один балетный конкурс. В этом па-де-де блистал своими непревзойденными трюками Иван Васильев.

Несмотря на перегруженность второго акта идущими подряд сразу тремя па-де-де, действие особо не затягивается. Ну а эклектика вообще присуща балетам Петипа. Все благоглупости и нелепости, которыми переполнен нынешний вариант, придают ему особое очарование старинной вещицы.

Заканчивается изящная подделка под старину кукольным спасением роковой плясуньи от виселицы. Счастливая концовка вполне укладывается в балетную эстетику XIX века. Чудесно воскресший после смертельного удара Феб (особенно хорош в этой партии был Александр Волчков), конечно, успевает с королевским указом о помиловании возлюбленной. С эшафота цыганка Эсмеральда отправляется прямо под венец.

По советским канонам

Ровно на месяц опередил премьеру «Эсмеральды» в Большом энергичный Музтеатр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Хитроумные менеджеры из «Стасика» противопоставили главной балетной премьере года возвращение не менее легендарного спектакля. «Эсмеральда» знаменитого хореографа и одного из основателей Музтеатра Владимира Бурмейстера - это один из столпов эпохи драмбалета.

Всего лет пять шедевр советских лет отсутствовал в репертуаре. Однако в «Стасике» решили не отставать. Верно угадав веяние времени, возвращение решили подать как премьеру.

В отличие от имперского балета, реставрированного в Большом, здесь все на своих местах. Нет лишь безнадежно влюбленного в плясунью романтика Гренгуара. Зато у Эсмеральды (Наталья Ледовская, Наталья Крапивина), похищенной цыганами в младенчестве, согласно роману Гюго, появляется мать (Инна Гинкевич). И в противовес хеппи-энду Большого в «Стасике» прекрасная цыганка безжалостно отправлена на виселицу.

Команда во главе с руководителем возобновления - балетным худруком Сергеем Филиным - мало что изменила в шедевре. Разве только тройке «королей» парижских нищих (Илья Урусов, Сергей Мануйлов и Дмитрий Романенко) водрузили на голову «дурацкие колпаки».

Как и предписано соцреалистическим каноном, народные массы парижских улиц создают «революционную ситуацию» прямо по Карлу Марксу. В «Эсмеральде» же Большого, надо заметить, народ представлен сбродом, отбрасывающим под покровом ночи свои костыли, чтобы грабить прохожих. Чей народ более правильный - судите сами...

Возлюбленный Эсмеральды капитан Феб в «Стасике» изображен извращенным представителем высшего сословия, отъявленным негодяем, склоняющим девушку к сексуальным утехам. Переехавший в Москву из Швейцарии Семен Чудин, игравший Феба в первом составе, успешно прошел адаптацию в Музтеатре. Образы же архидьякона собора Клода Фролло, как, впрочем, и Квазимодо, в обеих балетных версиях решены исключительно как пантомимные и проходные.

Несмотря на прошедшие почти шестьдесят лет со времени создания, спектакль нисколько не устарел. А благодаря мастерски сделанным готическим декорациям Александра Лушина смотрится прямо как голливудская мелодрама.


Справка. Виктор Гюго

 
 
2007