Премьера балета с триумфом состоялась в 1890 на сцене петербургского Мариинского театра. Дирижировал спектаклем Риккардо Дриго, постановку осуществил Мариус Петипа. В откликах на новый балет отмечалось, что «Спящая красавица» — «самое крупное явление в музыкально-театральной области». Г. Ларош в своей рецензии писал, что постановка «Спящей красавицы» представляет один из перлов«театра, а музыка — «один из перлов Чайковского».
Чайковский с увлечением работал над новым произведением. Сюжет сказки, написанной почти двести лет назад французским писателем Шарлем Перро, показался композитору поэтичным и благодарным для музыки. В этом фантастическом мире образов Чайковского привлекала прежде всего возможность воплотить в музыке вечную проблему реальной жизни: борьбу Добра со Злом, торжество светлых идеалов Красоты, Радости, Любви, победу «зримой» жизни над мраком подсознания.
«Спящей красавице» была уготована долгая и счастливая сценическая жизнь. Без этого балета не обходится ни один крупный театр мира. Новая постановка балета на белорусской сцене (премьера состоялась 6 июня 2001 года) стала уже четвертым обращением театра к этому произведению (первая постановка «Спящей красавицы» на сцене ГАБТ БССР была осуществлена в 1954 г., постановщик — Константин Муллер, художник — Сергей Николаев). Новая постановка является во многом восстановлением оригинальной хореографии М. Петипа, поэтому художественный руководитель Белорусского балета народный артист БССР, народный артист СССР Валентин Елизарьев свою задачу в качестве постановщика сформулировал скорее как реставраторскую, а не авторскую (В.Елизарьев заново поставил мизансцены-связки, сцену в царстве Феи Карабосс, при этом сохранив все хореографические жемчужины Мариуса Петипа). Конечно, более чем за сто лет жизни на сценах театров всего мира «Спящая красавица» изрядно «засорилась» элементами, привнесенными в нее исполнителями и хореографами нескольких поколений. Взяв за основу санкт-петербургскую постановку под руководством Константина Сергеева, В. Елизарьев шаг за шагом реставрировал хореографический текст этого во всех отношениях большого балета, в котором помимо полного состава балетной труппы занято более тридцати учащихся Белорусского хореографического колледжа. Одной из задач постановщика было ввести в спектакль молодежь, совсем недавно пришедшую в театр. В новой «Спящей красавице» им доверены многие ответственные партии.
Оформление спектакля целиком соответствует жанру феерического представления, требующего особенной пышности в декорациях и костюмах (сценография Вячеслава Окунева). Один из «трюков» новой постановки — использование в сцене путешествия принца Дезире и Феи Сирени «двойной панорамы», создающей необычный стереоскопический эффект. Кроме того, в новой постановке звучит и один фрагмент партитуры Чайковского, который никогда не исполнялся на сцене белорусского театра (дирижер Николай Колядко).
|